Несколько дней назад российское издание «Православие и мир» напечатало на своих страницах интервью с влиятельным греческим иерархом, стойким приверженцем украинской автокефалии, членом Синода Вселенской патриархии Элпидофором.
Внимание привлекло то, что интервью подается не в стандартной форме “вопрос – ответ”, а в форме цитат, а сами вопросы журналистов звучат, как комментарии. Да и в целом комментирование издания заняло больше места, чем ответы спикера.
Поскольку текст содержал ссылку на греческий довольно пространный оригинал разговора, мы решили внимательнее присмотреться, какие именно цитаты не попали в текст в русском издании. Мы заказали перевод на украинский язык греческого оригинала. И мы об этом не пожалели. Первоисточник оказался куда красноречивее московской редактуры!
Итак, приводим цитаты из интервью, которые не вошли в московскую версию разговора. Мы в свою очередь сократили вопросы журналиста. По ходу я хотела бы спросить (не обвинить – только спросить) московских «коллег», случайно ли у них используется слово «дискредитация» вместо слова «шантаж» (шантажом Вселенского патриархата Элпидофор назвал поведение Московской церкви), а также откуда появились слова вроде «руки Порошенко обагрены кровью»… В нашем переводе таких выражений не было. Но перейдем к самой интересной части разговора.
ВСЕЛЕНСКАЯ ПАТРИАРХИЯ НЕ ДОЛЖНА УВЕКОВЕЧИВАТЬ УКРАИНСКУЮ ПРОБЛЕМУ, КОТОРУЮ ПОСТОЯННО ОТКЛАДЫВАЕТ МОСКВА
Ответ на вопрос журналиста о ситуации «известной украинской автокефалии»…
«Смотрите, предоставление автокефалии поместной церкви принадлежит исключительно к юрисдикции и ответственности Вселенского Патриархата и Синода Константинопольского. Но для получения поместной церковью статуса автокефальной существуют определенные условия, объективные, документально оформленные на протяжении истории церкви и очень конкретные. Чтобы стать автокефальной, по церковной традиции, церковь должна быть в стране, которая обрела независимость, стала независимой страной, необходимо, чтобы об автокефалии обратились с просьбой и государство, и поместная церковь. То есть, должно быть официальное обращение государственных органов власти и церковной власти к Вселенскому Патриарху, который оценит эти оба обращения и примет решение предоставлять автокефалию или отклонить обращение, потому что не является очевидным, что Патриархат утверждает каждый запрос на автокефалию…
Кроме приведенных двух критериев Патриархат будет определять, является ли эта поместная церковь зрелой организационно, духовно, с богословской, административной точки зрения, чтобы стать со всеми православными Церквями, иметь поддержку, как автокефальная церковь, и быть представленной во вселенском теле. Такова каноническая процедура предоставления церкви статуса автокефалии. Теперь относительно Украинской церкви; как известно, Украина как государство стало независимым государством уже несколько десятилетий назад, однако поместная церковь там страдает от раскола, который также длится десятилетиями и волнует верующих, и сегодня настало время, когда есть миллионы православных христиан, которые считаются схизматиками и находятся вне сообщества православной церкви. Мы не считаем, что как Патриархат имеем сегодня роскошь увековечивать эту ситуацию на неопределенное время. Я, находясь в Патриархате с 1994 года, могу утверждать, что знаю о том, что Патриархат постоянно стремится к открытому общению, поиску каналов и диалогу для решения проблемы Украины, Украинской церкви. То, в чем мы убедились уже почти три десятилетия с тех пор, как существует проблема, что церковь Москвы отодвигает, откладывает, избегает диалога, и, как результат, увековечивается эта неприемлемая ситуация, которая является позором для православия, особенно в это критическое время, когда мы выживаем как православные во всем мире. Мы не имеем роскоши, чтобы потерять и держать миллионы людей вне православного сообщества…
И у нас, как у Вселенского патриархата, есть ответственность, потому что наша роль – не только председательствовать, руководить или гордо выступать, если можно так выразиться, на литургиях или собраниях для поклонения, но и время от времени, засучив рукава, работать и руками, чтобы убирать тогда, когда возникают тяжелые ситуации, сложные ситуации, опасные ситуации, такие, как сегодня в Украине. Это задача и обязанность Вселенского Патриархата в церковной системе православия – управление и решение таких проблем.»
ПАТРИАРХАТ РОССИИ, РУМЫНИИ, БОЛГАРИИ, СЕРБИИ, ГРУЗИИ, ВСЕ ЭТИ ЦЕРКВИ ПРИНЯЛИ СОБСТВЕННУЮ АВТОКЕФАЛИЮ И ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ СТАТУС ОТ ВСЕЛЕНСКОГО
Ответ на вопрос о том, у кого больше прав на предоставление автокефалии… И должны ли принимать участие в решении поместные церкви?
«…Решение о предоставлении автокефалии принадлежит исключительно Вселенскому Патриарху и Синоду Константинопольскому, как это происходило со всеми патриархатами. Патриархат России, Румынии, Болгарии, Сербии, Грузии, все эти церкви приняли собственную автокефалию и патриархальный статус от ВП, не было соподписей других церквей, не было никакого совместного принятия решений. Однако, с этой точки зрения, нельзя делать вывод, что Патриархат может игнорировать другие церкви, потому что любая автокефальная церковь, которую провозгласит ВП, должна быть признана другими церквями, она должна наладить коммуникацию, переписку, ее должны поставить в диптихи, в конце концов, она должна войти в систему православных церквей. Вселенский Патриархат не имеет права, несмотря на то, что имеет исключительное право единоличного присуждения автокефалии, игнорировать другие церкви, да и не хочет их игнорировать, поэтому, как было указано в пресс-релизе, Вселенский Патриархат решил информировать их о том, что делает. Потому что, как вы уже должны были бы знать из СМИ, церковь в России начала кампанию по информированию других церквей, по сути, это кампания клеветы на Вселенский Патриархат, кампания, как бы это точнее сказать, шантажа, мол, если Вселенский Патриархат сделает так, то произойдет это, произойдет то, произойдет раскол, придет конец, настанет второе пришествие, и другие подобные вещи, пытаясь запугать и отпугнуть другие православные церкви, стремясь насколько может повлиять любым образом, политически или другим известным ей способом, повлиять на церкви, чтобы те не признавали возможное провозглашение автокефалии церкви Украины. Собственно, именно вследствие такой деятельности Русской церкви Патриархат решил создать представительную комиссию из архиереев ВП, делегация которой посетит православные храмы по всему миру, чтобы информировать их о реальных фактах, о реальных намерениях, о реальном положении вещей относительно решения проблемы Украины, чтобы развенчать ложную информацию, вводящую в заблуждение, и искаженные сообщения, которые распространяются церковью России.»
Ответ на уточняющий вопрос журналиста о расхождениях во взглядах на то, кто должен давать автокефалию, и что русская церковь является для Украины материнской…
«…Смотрите, кто-то может соглашаться или не соглашаться с процедурой предоставления автокефалии, которая существует в православной церкви, но не может отрицать реалии исторически утвержденные, согласно которым по состоянию на сегодня все эти 2000 лет, пока существует христианская церковь в этом мире, предоставление автокефалии осуществляется ВП. Все – точка. Таковы факты, так и русская церковь получила автокефалию, так и все другие церкви получили, о которых я упомянул. Поэтому кому-то может и не нравиться процедура, но это не значит, что это не реальность. Это реальность. Теперь что касается понятия материнской церкви; опять же, если церковь является матерью другой церкви, это не дает ей права предоставлять той автокефалию. Внутренняя автономия может быть, но автокефалия – нет, предоставление автокефалии относится исключительно к юрисдикции ВП, это первое. Во-вторых, в частности, в случае с украинской церковью, по крайней мере, парадоксальное и искаженное утверждение кого-либо о том, что Церковь в Москве является матерью церкви Украины. Как раз наоборот. Московская церковь является дочерью украинской церкви, которая – украинская церковь – является дочерью Вселенского Патриархата. Знаете, что христианизация (крещение) Руси (русов), не россиян, потому что, как известно, Киевская Русь – это другое, то есть сегодняшних украинцев, состоялась при Владимире, с его обращением. Итак, юрисдикция Вселенского Патриархата – это Украина, это Киев, а следовательно и мать- церковь…»
На уточнение журналиста, что тогда не было Украины…
«Была; территория может называться по-разному, но земля та же самая, нас не интересует название, территория, нас интересует каноничность. Возможно, называлась по-другому, но мы говорим о той же земле, по крайней мере, о той же географической территории. Да, украинской церкви матерью приходится церковь в Константинополе, а московской церкви матерью приходится церковь в Киеве. Между прочим, это было признано и сказал сам Московский патриарх Кирилл, находясь с официальным визитом в Константинополе, что для нас Киев – наша родина, наша мать. Поэтому, как видите, вещи с другой точки зрения изложены, и сегодня никто не может утверждать, что московская церковь является материнской церковью для Украины. Это – исторически и канонически, и во всех отношениях парадоксально утверждать нечто подобное.»
КАК ТОЛЬКО ВОЗНИКАЕТ НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО, ЕСТЕСТВЕННЫМ СЛЕДСТВИЕМ ДЛЯ НЕГО ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ СВОЕЙ НЕЗАВИСИМОЙ ЦЕРКВИ.
Далее журналист проводит аналогию: возможно, для сегодняшних россиян, а значит и для церкви России и, возможно, для других, кто наблюдает, не имея каких-то абсолютных теологических подходов, «уход» (в кавычках), отделение, точнее сказать о том, что произошло, с политической точки зрения, это – как бы Пелопоннес отошел от Греции. То есть теряется место, откуда началось современное государство. «Я говорю так о нас, поскольку мы понимаем, что означает Греция».
«…Как и в случае с Церковью Греции и Вселенского Патриархата. Не так ли произошло? Поскольку Греция стала независимым государством, греческая церковь отделилась от Вселенского Патриархата. Можно ли представить греческую нацию, отделенную от Вселенского Патриархата? Эмоционально сказать или с точки зрения национальной, как вам нравится, но это произошло. И это естественно, потому что как только возникает независимое государство, естественным следствием для него является создание своей независимой церкви.
Однако не стоит ли сейчас снова вернуться к предыдущему вопросу и рассказать, почему Москва борется с идеей создания независимой церкви в Украине с того времени, когда украинская нация сплотилась в независимом государстве? Не видит ли, что такой отказ московской церкви признать реальность является, по сути, причиной раскола в Украине? Вот это настоящая причина раскола в Украине. Речь идет не о поведении некоторых архиереев или, возможно, о каких-то желаниях некоторых людей, это – отказ Москвы увидеть и принять реальность. Украина – независимая, она не должна быть подчиненной, и к ней не может быть применено любым способом подчинение и зависимость от другого государства.
Несмотря на то, как бы это не было желанным из геостратегических, энергетических, национальных, политических соображений для Российской Федерации; и я не хочу углубляться в анализ этих причин, но повторяю: Украина – независимое государство и хочет иметь независимую церковь. Препятствует этому всеми средствами, которые есть в ее распоряжении, Москва – духовными, политическими, экономическими, военными, какими хотите, в результате чего разделяется нация и вся церковь страдает. Это – реальность. То есть, и я должен изменить вопросы. Почему Москва препятствует церкви раскрепоститься и, особенно, церкви, которой церковь московская обязана всем, и должна была бы относиться к ней с большей благодарностью и любовью и заботой о единстве и стабильности, а не разделять ее своими такими действиями?»
На ряд вопросов журналиста, что автокефалия не ко времени, что она ухудшит ситуацию и что президент – самый противоречивый из всех предыдущих…
«20 лет, господин Авгерин (имя журналиста), 20 лет мы это задерживаем… Передо мной – представитель государства, который плюс к другим представителям того же государства, которые в последние десятилетия последовательно и настойчиво обращаются к нам со своей просьбой. Порошенко не единственный, кто подал это обращение, помните, насколько близки к этому 10 лет назад мы были с Ющенко, чтобы добиться решения украинского вопроса… Пока раскол продолжается, до тех пор все острее будут страсти. Завершится раскол – будет закрыта эта глава разделения украинской церкви и будет основана церковь в Украине для всех православных украинцев, вот тогда, я думаю, это поможет успокоить дух и примирить людей друг с другом».
Слушайте хорошую музыку:
Девочка с Луны
→ Купить трек Girl from the Moon в высоком качествеI Felt the Same
Илон Маск - марсианин
→ Купить трек Elon is a Martian в высоком качествеОбрезки фраз
Обрій в її очах
Мрію
ТАКОЖ ЦІКАВО:
Талановита Україна
Творчих людей будь-якого віку і рівня майстерності запрошує на всеукраїнські та міжнародні конкурси Національна творча екосистема Алея Зірок України. Маєте талант? Алея Зірок має місце для вас!