«Пациенты психиатрической клиники в Киеве плетут маскировочные сетки для украинской армии» – это похоже на заголовок в каком-нибудь LifeNews. Звучит действительно диковато – если не вникнуть. Но, побывав в этой мастерской, я могу сказать, что это было одно из моих самых ярких и светлых впечатлений последнего времени.
Идея привлечения пациентов психоневрологической больницы №1 им. Павлова к плетению «кикимор» принадлежит практическому психологу Марии Лукашук, недавно поступившей туда на работу. Маша – из тех молодых и смелых, для кого нет ничего невозможного: такую идею может предложить и «пробить» только человек со свежим взглядом на мир вообще и на свою работу в частности. Идею поддержали и главный врач, и коллектив.
Мария Лукашук
На самом деле в том, что пациенты работают в стенах стационара, нет ничего удивительного. Один из главных методов реабилитации при психических заболеваниях – трудотерапия. «Важно, чтобы пациенты, несмотря на болезнь, оставались дееспособными, могли обслуживать себя, не боялись жить со своим диагнозом. Понимали, что это не приговор и что общество готово принять их», – говорит Мария. Какое-то время назад она сама волонтерила в сеточной мастерской, а потом ей пришла мысль о том, что здорово было бы совместить трудотерапию в больнице с помощью фронту. Производственный процесс в «Павловке» запустили ее знакомые девушки-волонтеры из фонда «Збережемо Україну»: они достают материалы, помогают плести, обеспечивают координацию с воинскими подразделениями. Вначале не обошлось без бюрократических заминок: использование труда пациентов в целях, выходящих за рамки стандартного лечебного процесса, – это серьезный юридический вопрос. Но – вот уже месяц как мастерская начала работу. «Выработка у нас просто фантастическая! Пациенты работают очень энергично, они действительно загорелись этим делом», – рассказывает Маша. Маленькую, шесть на шесть метров, сетку сплетают за 2-3 дня, огромную, на 180 квадратов, – за неделю. Это очень быстро, говорят волонтеры. Недавно приезжали солдаты и представители волонтерских и благотворительных организаций «Зигирь», «Госпитальеры» и «Сестры победы» – забрать сетки, поблагодарить, пообщаться. Мастерская снабжает 55-ю артиллерийскую бригаду и 11-й добровольческий батальон «Киевская Русь».
Если идею и технологию в «Павловку» принесла молодежь, то за весь процесс, за взаимодействие, график работы и за атмосферу в мастерской отвечает Евдокия Александровна Григорьева, старший трудоинструктор больницы. До этого она 15 лет вела для пациентов другую мастерскую – керамическую, продолжает вести и сейчас. «Ребята оттуда стали ходить сюда, чтобы тоже помочь армии – очень сильно за нее переживают! – рассказывает Евдокия Александровна. – Мы сюда водим только тех, кто в ремиссии. Они прекрасно понимают ситуацию в стране, они у нас настоящие патриоты. Это сейчас боль, думаю, для каждого. Какое бы ни было в твоей жизни веселье, а на донышке – неспокойно. Потому что знаешь, что идет война, и забыть об этом до конца ни на минуту не можешь. И самое обидное в том, что эта война, эти убийства – бессмыслица. Мой отец – русский, мы всю жизнь говорили по-русски, никогда нас за это никто не тронул. Враньем и пропагандой разожгли войну…»
Tрудоинструктор радуется рвению подопечных: «Мы находимся в больнице, сами защищать родину не можем. Но у каждого – свое дело. Это ведь не просто сетка. Если мы с ее помощью спасем хотя бы одну жизнь, то сделаем огромное дело! Если ты верующий – то с этой точки зрения тем более. И это не просто труд, это лечение! Когда пациент сосредотачивается на работе, да еще и делает ее с энтузиазмом, это не менее важно для реабилитации, чем медикаменты. Человек работает – чем? Независимо от характера работы – прежде всего, головой. Заставляет руки двигаться, продумывает, каким должен быть результат – творит. Пациенты у нас также рисуют, пишут и читают стихи, слушаю музыку, хотим еще кинопоказы устроить – на темы, которые их волнуют, например, «Человек дождя». У нас есть даже театр, пациенты ставят спектакли. Уже много-много лет работает зоокружок. Больные выращивают черепашек, ужей, рыбок, им очень нравится ухаживать за ними, и это очень помогает в лечении. Есть ребята, которые ходят ко мне в керамическую мастерскую много лет. Они в устойчивой ремиссии, живут дома, но когда у них возникает какая-то психологическая проблема – идут сюда. Человек рассказывает о том, что его беспокоит, мы это напряжение с помощью беседы снимаем, он расслабится, сядет, сосредоточится на работе – и та проблема, которая у него начала накапливаться, нивелируется».
Евдокию Александровну обижает, когда про ее больницу снимают скандальные телесюжеты. «Представьте, человек сегодня поступил в отделение. У него обострение. Конечно, можно снять его в этом состоянии и показать, вот, мол, смотрите, какой ужас творится. Но это, во-первых, неэтично, а во-вторых, они ведь не задумываются, что между тем состоянием, в котором этот человек к нам попал, и тем, в котором выписывается, – пропасть. И именно сотрудники больницы выводят его из такого острого состояния. Или вот еще, бывает, снимают хронических – тех, кто уже безвозвратные. Это тяжелейшее отделение, очень трудная и неблагодарная работа. Вы себе просто не представляете, насколько трудная. А из этого лепят сенсацию, скандальный репортаж. Зачем так делать? Сейчас такое время, когда наоборот надо меньше, меньше яда! Не может общество измениться, если постоянно твердить ему, что все плохо. Если мы будем гадости лить друг на друга, мы ни за что не победим. Нужно сплотиться, взяться друг за дружку, делать друг другу добро».
Евдокия Александровна говорит очень простые вещи. Может, звучащие даже наивно по нашим временам. Но это простота правды: это не что-то выдуманное, это многолетний опыт любви, заботы и сострадания, за этими словами – вера.
Странно, но это место вовсе не производит тягостного впечатления. Наоборот, я вышел оттуда вдохновленным. О пациентах здесь правда сердечно заботятся. Я смотрел на Евдокию Александровну, слушал ее голос и думал о том, что да, права ее младшая коллега Мария: диагноз – это не приговор, раз есть люди, для которых по-настоящему важно сделать все, чтобы облегчить чужое страдание. И даже война – не приговор, по той же причине.
Волонтеры и пациенты, работающие в мастерской в Павловской психиатрической больнице, будут благодарны за: обрезки тканей, старые простыни и прочую ветошь; конфеты, печенье, сладкую газировку. Контакт: (063) 296 70 46, волонтер Оксана.
Альберт Цукренко
Фото: Анна Фалеева
ТАКОЖ ЦІКАВО:
Талановита Україна
Творчих людей будь-якого віку і рівня майстерності запрошує на всеукраїнські та міжнародні конкурси Національна творча екосистема Алея Зірок України. Маєте талант? Алея Зірок має місце для вас!