Журналист Евгений Кузьменко попал на учебу будущих патрульных полицейских Киева.
Он пишет:
“Кто сказал, что в Украине совсем нет реформ? Если мысли об этом регулярно посещают вашу голову, езжайте на столичную улицу Коллекторную. Здесь в Академии МВД учатся молодые ребята, прошедшие качественно новый, революционный набор в Патрульную полицию Украины.
Как все начиналось, в изобилии рассказывала пресса. Сначала объявили набор по Киеву, собрали около 33 тысяч заявок, определили верхний возрастной порог в 35 лет – и начали обширное тестирование. Задача была – отобрать для дальнейшего углубленного обучения 1500 человек – оптимальное, по мнению экспертов, количество патрульных для столицы Украины.
Сейчас половина дела сделана. 700 человек уже грызут азы патрульной науки, еще два потока готовятся приступать к делу с интервалом в одну неделю. Уже в июне эти ребята выйдут на улицы, терять времени нельзя, поэтому учебный процесс – исключительно интенсивный.
Реформы эти – с американо-грузинским акцентом. Американские – методики, кое-что из будущего техобеспечения, часть инструкторов. А Грузия представлена реформаторским трио: замминистра МВД Эка Згуладзе, ее советница Хатия Деканоидзе, тренер-эксперт Мадлен Келашвили.
Мы встречаемся у пропускного пункта на территорию академии солнечным мартовским утром. Внимательно следящий за реформой министр Арсен Аваков приехать не смог, задержал по делам премьер-министр. Зато грузинское трио – в сборе: создающуюся с нуля Патрульную службу они «ведут» со всей тщательностью, стараясь не пропускать даже мелочей.
Пока идем внутрь, Хатия Деканоидзе (в прошлом – министр образования в команде Саакашвили) рассказывает о том, как проходило тестирование:
– Первый этап у нас был – “Тестирование по общим навыкам”, отбирали 25% лучших. Потом – физкультура, нормативы: бег, отжимание и т.д. Далее – медицинская проверка: сами понимаете, полицейский должен быть здоров. Ну, и психологическое тестирование. Оно определяет психологический профиль человека, дает нам понять, стабилен ли он психологически. Человек может быть умным и хорошим, но ведь он будет носить оружие, а это совсем другие навыки…Ну, а после того, как все закончилось, следует собеседование.
“Ничего себе, – думаю я, – попробуй, пройди все эти тесты. Кстати, а за сколько приходится страдать?”.
Оказывается, зарплата рядового патрульного в новой службе составит около 8-10 тысяч. То есть сумма выросла в 4-5 раз, хотя, конечно, хотелось бы еще больше. Но, во-первых, часть денег съела инфляция, а во вторых, надо же с чего-то начинать?
Заходим в одну из аудиторий. Обычный учебный процесс: студенты – молодые ребята – бойко задают вопросы преподавателю.
– Они только что написали и сдали тест, – объясняет Хатия, – а сейчас по нашей методике обсуждают те вопросы, которые им непонятны. После этого у них, как обычно, практические занятия, где они делятся на подгруппы.
С особым любопытством смотрю на девушек в группе. Спрашиваю:
– Когда проводили эту реформу в Грузии, как народ воспринял то, что патрульными стало много женщин?
– Очень позитивно. Тем более, женщинам удобнее обращаться именно к женщинам. Например, в случаях семейного насилия…
В следующей комнате изучают поддельные документы. Про себя думаю, что сам бы с удовольствием прошел бы такой курс, уж больно актуальна тема.
– Вот этот паспорт – полностью подделан, – показывает преподаватель. – Полностью!
Студенты впиваются глазами в маленькую книжечку.
– Видите? – говорит преподаватель – страница просвечивается. Проверяя документы, вы смотрите, обращаете внимание; возможно, страница была где-то заменена. В данном случае перфорация вообще иголочкой сделана.
– Даже бумага не та, – говорит сидящий рядом коротко стриженый парень в свитере. Девочка за соседней партой что-то яростно строчит в тетради, а я тем временем спрашиваю Хатию:
– Что необходимо для того, чтобы сломать недоверие людей к милиции? Какие базовые вещи нужно поменять?
– Скажу свое субъективное мнение. Самое главное – человек должен гореть желанием защищать свою страну. Потому что для этих ребят, которые скоро выйдут на улицы, фронт будет здесь, в Киеве. И это абсолютно новые люди. Эти ребята создают новую страницу. И на собеседовании все они горят желанием что-нибудь изменить.
Заходим в еще одну комнату. Здесь говорят о наркотиках, это обозревательный предмет “Как определить человека, находящегося под наркотическим воздействием?” Высокий худой парень настойчиво интересуется:
– В плане незаконной перевозки наркотиков – на какие места нужно обращать больше всего внимания?
– В зависимости от того, в каком количестве провозятся наркотики, – отвечает преподаватель. – Если партия большая, то это может быть автомобиль; наркотик может быть замаскирован среди товаров всеобщего потребления. В мешках, в багажнике автомобиля. Если же партия невелика, то удобно скрывать ее среди разнообразных тканей.
– А как определить, где именно? – не унимается парень. – Какие-то признаки есть? Вы же не будете пробовать на вкус ткань…
Группа смеется. Преподаватель тоже улыбается.
– Может быть запах сухофруктов, – говорит она. – Запах уксуса – растворители широко используют при изготовлении опиума, и, в основном, как раз уксусный ангидрид…
А здесь, оказывается, и химию нужно помнить, и другие науки. Про себя прикидываю, потянул бы я сам такую учебу. Кстати, иметь вузовский диплом в этом отборе необязательно, тем не менее, подавляющее большинство будущих патрульных – с высшим образованием.
Но самое главное – у ребят горят глаза. По мироощущению, этическому коду они не похожи на ушлых ментов из сериала “Глухарь”. Дай бог, чтобы и обогатившись опытом, остались такими, не превратились в прожженных циников. Кстати, о цинизме…
– А не получится ли так, – спрашиваю я, – что, вот, пройдут эти прекрасные, искренние ребята обучение – а начальником у них поставят мента старого коррумпированного образца? И каши они вместе не сварят, и депрессия у ребят может случиться…
В разговор вступает Мадлен Келашвили.
– Это у них первый вопрос: кто будет начальник? Они не хотят старых! Нет, начальники будут отбираться только среди них!
– Так как мы строим абсолютно новую систему, – объясняет Хатия, – всякая коррупция будет исключена. Потому что это новая система. И люди новые. И начальники будут выбираться тоже из этой среды. Ну, посмотрите на них! Невозможно, чтобы кто-то из них выдвинулся – и взятки брал.
Переходя из одной аудитории в другую, говорим о том, что методически и технически новая Патрульная служба будет строиться не на голом месте. Мадлен и Хатия объясняют:
– Тактику будут преподавать американские инструкторы вместе с нашими, украинскими (которых тоже тренировали американские копы). Эту техническую помощь оплатили сами Соединенные Штаты.
– А что с иностранными языками? В дни Евро-2012 шведские болельщики жаловались мне: дескать, все хорошо, но, вот, подходим к киевскому полицейскому, спросить дорогу, а он английского не знает…
– Мы сейчас работаем с посольством США и волонтерами над программами. У них будет базовый курс английского.
– А стажировки ребят в США вы себе позволить сможете?
– Тех из них, которые уже будут назначены на места, – конечно! И не только в США…
Время близится к обеду, и будущие патрульные идут в столовую. Едят с таким молодецким аппетитом, что у корреспондента начинают течь слюнки.
По окончании обеда на авансцену с маленькой лекцией выходит Эка Згуладзе. Сегодня она рассказывает студентам об их будущей форме. По ее словам, визуально эта одежда будет похожа на форму нью-йоркских полицейских. Не меняет цвет, форму, почти не рвется, презентабельна.
– В комплект одежды будут входить две рубашки, две пары брюк, разные головные уборы, футболка, куртка на все сезоны и ботинки. Этот комплект обойдется в 700 долларов. Хочу привести пример. Когда МВД покупало форму для милиционеров в последний раз (два года назад), один комплект обошелся в 1400 долларов.
Эка говорит о коммуникационных центрах, о новых патрульных авто, о планшетах, по которым можно будет проверить ту или иную информацию. Заканчивает свою лекцию такими словами:
– Если правильно планировать; если знать, чего хотеть и как это сделать, – тогда за меньшие деньги можно иметь лучшее качество. Этого мы ожидаем и от вас, от всех решений, которые вы будете принимать на месте. Качественных решений. Спасибо, ребята, как всегда!
Восторженные, явно не наигранные, аплодисменты. Вот, значит, как выглядит team spirit в действии.
Пока студенты обсуждают увиденное, Эку спрашивают, кто будет руководить Патрульной полицией.
– Будем думать, – отвечает замминистра – здесь нужен человека поопытнее. Кто именно – мы еще размышляем. И у него будет несколько заместителей по разным направлениям. Потому что они будут заниматься и следствием при ДТП. Плюс создается новая структура: внутренний мониторинг, который будет оценивать качество работы – на улицах, по жалобам граждан, по анонимным звонкам, все-все-все. Этих ребят мы тоже будем отдельно набирать.
То есть, новая Патрульная полиция – это пока автономное плавание? Послушаем г-жу Згуладзе:
– Пару лет, пока мы не закончим реформу, они будут параллельной структурой МВД. Я очень надеюсь, что в этом процессе мы реформируем и криминальный блок милиции. И тогда они будут готовы слиться и стать одним территориальным представительством национальной полиции.
Почему этот проект так важен? Мы не просто набираем новых людей, которые отличаются от уже действующего контингента. Нет, мы делаем что-то – и институализируем это. Например, набор по открытому конкурсу. Это не эксперимент, сделали – и все, это уже факт. Отныне все наборы будут происходить таким образом. Провели такой-то тест – все, пробили, теперь новые кандидаты во все следующие отделы будут проходить такую процедуру. Обучение по таким-то стандартам – тоже все институализировано. Сделали – укрепили. Когда все будет готово, можно будет подумать о том, как одну службу горизонтально сводить с другой.
Слушать Эку интересно, но и пообщаться с ребятами – тоже хочется. Беседую с одним из будущих патрульных. Парень слегка смущен, и я говорю ему:
– Вашу фамилию я в статье упоминать не буду. Скажите только имя.
Парень смеется:
– Да у меня такое имя, что фамилия уже не нужна. Остап меня зовут.
Остапу 27 лет, холост, до этого работал менеджером на предприятии. В патрульную службу решил пойти не просто так, а по убеждениям.
– Учитывая ситуацию в стране, – серьезно говорит он, – я верю в эту реформу. И хочу внести свой вклад.
– А я вам возражу с позиции циника. Все это красивые слова, а как насчет денег? По сравнению с предыдущей работой разница в зарплате есть?
– Если сравнивать с зарплатой 2014 года, то суммы сопоставимы. А с предыдущими годами не сравнить.
– Что, сейчас будет больше?
– Меньше…
– Ничего себе! Начинаю вам верить. А как узнали про набор в новую Патрульную службу?
– Ну, я знал, что проходит реформа, что у нас новый замминистра, и что похожая реформа проходила в Грузии. И когда узнал о начале набора, сразу подал документы.
Очаровательной Ольге 28 полных лет, живет в Новых Петровцах, рядом с печально известным Межигорьем. Замужем, имеет ребенка, до этого работала агрономом.
– Из агрономов в патрульные? – удивляюсь – Ничего себе! Как узнали о наборе?
– По телевизору, в новостях. Сначала шутила: а не пойти ли мне в патрульные? А потом заинтересовалась. И уже в ходе сдачи тестов мотивации становилось все больше. Сама идея очень хорошая! Абсолютно новый подход – думаю, это то, что нужно нашей стране. И здорово осознавать, что все это будет записано в истории. И быть первым, и все это наблюдать – это очень важно.
– Девушки обычно по наитию знают, как они выглядят со стороны. Вы себя уже представляете в форме патрульного? Какие-то кризисные ситуации моделируете?
– Конечно, мы и на занятиях обсуждаем, проходим разные варианты. Очень интересно! Я себя вижу со стороны, и я хотела бы работать в правоохранительных органах. Но с новым подходом! Не так, чтобы милицию боялись, а чтобы это была помощь народу.
Будущая патрульная Ольга. Слева – Хатия Деканоидзе
– А что муж сказал о вашем выборе?
– Сначала поддерживал. Потом сказал: “Я боюсь, тебя отправят в зону АТО”.
– Но вы же объяснили ему, что этот набор – только для Киева?
– Да, и он успокоился. И вообще меня и он, и все родные очень поддерживают!
Прощаясь с Олей, становлюсь свидетелем диалога двух парней
– Пользоваться жезлом тоже нужно уметь…
– Коля, в Штатах нет жезла! Кино надо смотреть! У них мегафон, сирена. Ну и машина.
– Да, теперь и фильмы придется смотреть как учебное пособие. Отдохнуть некогда! (Громкий хохот).
Через несколько месяцев эти ребята выйдут на улицу – охранять наше с вами мирное общежитие. Хочется пожелать им удачи. Ведь именно для нас с вами полторы тысячи молодых людей круто изменили свою жизнь и стали патрульными.”
Евгений Кузьменко
ТАКОЖ ЦІКАВО:
Талановита Україна
Творчих людей будь-якого віку і рівня майстерності запрошує на всеукраїнські та міжнародні конкурси Національна творча екосистема Алея Зірок України. Маєте талант? Алея Зірок має місце для вас!