В ночь на вторник достоянием общественности наконец-то стал проект налоговой реформы авторства Министерства финансов Украины. Изначально документ появился в распоряжении у общественных организаций, после чего начал быстро тиражироваться в социальной сети Facebook. И лишь затем – появился на сайте Минфина. «Результат более чем полугодовой работы – проект закона о Государственном бюджете Украины на 2016 год, а также проект нового Налогового кодекса, воплощает собой проект налоговой реформы Минфина», – сказано в официальном релизе Министерства финансов. Документы пока еще не утверждены правительством, но уже стали объектом жесткой критики со стороны экспертов и предпринимателей.
Как и обещало ведомство Наталии Яресько, налоговая реформа была презентована вместе с проектом Государственного бюджета на 2016 год. Согласно проекту, доходы госбюджета-2016 планируется увеличить по сравнению с запланированными доходами госбюджета-2015 на 15,7% – до 598,21 млрд грн; расходы при этом увеличатся на 15,1 % – до 638,44 мрд грн. В то же время приложения к главной смете страны в широком доступе еще не появились – и как именно планируется наполнять казну в соответствии с новым НК, пока неизвестно.
На вопрос Forbes, ожидает ли Минфин того, что Налоговый кодекс будет принят в этом году и начнет действовать с 2016 года, заместитель министра финансов Елена Мекеева ответила утвердительно.
Иного мнения придерживается глава налогового комитета ВР Нина Южанина. «Думаю, что Налогового кодекса до Нового года не будет. Сначала нужно, чтобы действующее правительство отчиталось о проделанной работе – и потом уже будем смотреть, что делать», – сказала Южанина в комментарии Forbes. Вариант реформы от Минфина она также критикует: «Мы имели возможность сравнить два варианта, и я бы хотела, чтобы в их варианте были бы хоть какие-то положительные моменты из нашего проекта. А так есть консервирование теневой экономики и зарплат в конвертах. Сказать, что общество ждет что-то хорошее, я не могу».
В проекте налоговой реформы, опубликованном Минфином, как раньше и декларировали в фискальном ведомстве, заложен принцип «все по 20%». «Различные типы доходов максимально убраны, и все максимально упрощено – это плюс. НДФЛ – 20%; пассивные доходы – 20%; недвижимость в аренду – 20%; дивиденды и роялти – 20%; призы – 20%», – перечисляет архитектор проекта Oblik-SaaS Даниил Монин. При этом, в отличии от проекта комитета ВР, в проекте Минфина сохранен принцип налогообложения всех доходов, и только остаток после уплаты налогов предприниматель может пустить на развитие бизнеса.
«Предложенный Минфином проект Налогового кодекса сложно назвать революционным и, тем более, кодексом развития. За основу взят действующий кодекс, который имел массу критики [в свой адрес], и в первую очередь, из-за его консервативности, сложности формулировок и принципов налогообложения», – говорит Управляющий партнер ООО «ЮК «Правозащита Украина» Герман Таслицкий.
Но больше всего нареканий в экспертной среде и в бизнесе вызвала реформа упрощенной системы налогообложения. Многим ее пользователям придется уже в 2016 году применять в своей деятельности регистраторы расчетных операций.
Минфин оставил практически без изменений требования к плательщикам налогов первой группы. В нее входят физлица-предприниматели, которые не используют труд наемных работников и осуществляют исключительно торговлю на рынках или предоставляют бытовые услуги населению и объем дохода которых не превышает 300 000 гривен. В течении трех лет они будут обязаны перейти на использование кассовых аппаратов.
Для плательщиков налогов второй группы Минфин предлагает увеличить максимальный уровень доходов, получаемых физическими лицами-предпринимателями, с 1,5 млн грн до 2 млн грн. Но указанные предприниматели не смогут продавать подакцизную продукцию, заниматься предоставлением финансовых услуг и игорным бизнесом. При этом они должны будут перейти на использование кассовых аппаратов с 1 января 2016 года.
Третью группу, которая получает доход до 20 млн грн и в которую входят юрлица, Минфин предлагает ликвидировать. «Проект кодекса я бы назвал «застрельщиком» малого и среднего бизнеса», – говорит Таслицкий. По замыслу разработчиков, юрлицо теперь не сможет быть на упрощенной системе налогообложения. «А ведь немало юрлиц имели низкие объемы дохода и совсем небольшую численность сотрудников. Теперь им придется либо стать физлицами-предпринимателями, либо рискнуть и уйти в «большое плавание» общей системы налогообложения. Не уверен, что многие выплывут. Да и предложенная система учета доходов и расходов для ФЛП-шников группы «В» предусматривает иметь бухгалтера, пусть «приходящего», но бухгалтера. Таким образом, доходы упрощенцев упадут, а ответственности и головной боли добавится», – констатирует эксперт.
«Предложенная система упрощенного налогообложения предусматривает 20% налога на прибыль. Вдумайтесь: не 10%, не 15%, а целых 20%. Правильно, зачем выдумывать способы развития экономики страны в целом, если можно под лозунгом «Старая модель – регрессивная, новая модель – прогрессивная», просто повысить налоги», – возмущается Управляющий партнер ЮК KODEX Евгений Ковтуненко. По его мнению, такой подход вместо ожидаемого увеличения поступлений в бюджет, вызовет бурю недовольства «единщиков» и переход малого предпринимательства в наличную форму расчетов, что еще больше укоренит теневой рынок экономики. «Налоги можно и повысить, все понимают, что в стране кризис и все готовы платить столько, сколько скажут. Но не 20% вместо 4%», – добавляет он.
«Геноцидом малого бизнеса» называет проект налоговой реформы Минфина член совета Палаты налоговых консультантов, управляющий партнер международной аудиторской компании PSP Audit Дмитрий Сушко. «Упрощенная система для юридических лиц будет попросту упразднена, а для физических лиц – до 10 раз сокращены объемы возможности работы на такой системе и в разы повышены ставки единого налога», – говорит Сушко. При этом, он не исключает возможности, что это – обдуманный шаг для будущих уступок в пользу менее радикальных, но далеко не радужных для бизнеса, положений из законопроекта профильного комитета Верховной рады. «Минфин будет готов уступить с «упрощенкой», но отстоять старую ставку налога с доходов физических лиц, существующую систему налогообложения по налогу на прибыль и электронное администрирование по НДС», – предполагает Сушко.
По его мнению, также не даст ожидаемого эффекта и столь незначительное реформирование налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. «В стране с падающими показателями экономики действует одна из самых высоких налоговых нагрузок в Европе. Минфин предлагает ставки налога с доходов физических лиц и единого социального взноса, которые практически соответствуют в сегодняшней налоговой нагрузке, с учетом применения понижающего коэффициента социального взноса. Как показал 2015 год, реформа с такой налоговой нагрузкой в 34-37% на фонд оплаты труда, потерпела фиаско. Логично, что детенизация не наступила. И с такими «реформаторами» – никогда не наступит», – говорит Сушко.
По мнению представителей бизнеса глобальная проблема этого документа заключается в том, что он не устраняет проблему «схем»: обнал по-прежнему остается для бизнеса выгодным, а ГФС получает еще больше рычагов давления на бизнес. «На мой взгляд, предложенный проект несет «косметические» и технические изменения, которые кардинальным образом не повлияют на взаимоотношения налогоплательщиков и государства. Беглый взгляд на проект дает возможность понять, что предлагается сохранить жесткий финансовый контроль и подход в работе с налогоплательщиками», – говорит партнер АО «Правовая группа «Доминион» Михаил Гончарук.
По его словам, законопроект еще больше усиливает полномочия ГФС: новая служба финансовых расследований будет значительно мощнее организационно, она получит более широкий спектр возможностей для контроля за предпринимателями. При этом в законопроекте не предлагается никаких шагов по уменьшению числа налоговых жалоб и конфликтов. Зато процедура административного обжалования становится жестче – причем, именно для налогоплательщиков.
«Проведение налоговой реформы для многих означает упрощение администрирования налогов и получения сервисных функций от государства. Предложенный проект, по моему мнению, этого не содержит. Значительное количество определений и уточнений указывает лишь на то, что проектом пытаются устранить все возможные варианты для законной минимизации налогообложения. Поскольку реформа во многом направлена на детенизацию экономики, то было бы логично провести цивилизованную и прозрачную налоговую амнистию с учетом всех недостатков провального налогового компромисса», – подчеркивает Гончарук.
Впрочем, учитывая реакцию общественности и то, что под законопроектом, альтернативным минфиновскому, свои подписи поставили более 140 народных депутатов, Министерству финансов «продвинуть» свой проект будет непросто. В то же время, собеседники Forbes говорят, что многое будет зависеть от Администрации президента, где также вряд ли будут готовы отказаться от возможностей влияния на бизнес с помощью ГФС.
При этом, несмотря на оптимизм Министерства финансов, в 2015 году принимать реформу подобного рода уже поздно. Поэтому, наиболее вероятно, что ее перенесут уже на следующий год. «Могу предположить, что проведение данного законопроекта в стенах ВР будет очень непростым, а поднявшееся предпринимательство, особенно малое, сделает этот законопроект непроходным. Надеюсь, что разработчики вспомнят об украинских «налоговых майданах» и не рискнут доводить страну до новых волнений», – резюмирует Таслицкий.
Александр Моисеенко
Ольга Левкович
ТАКОЖ ЦІКАВО:
Талановита Україна
Творчих людей будь-якого віку і рівня майстерності запрошує на всеукраїнські та міжнародні конкурси Національна творча екосистема Алея Зірок України. Маєте талант? Алея Зірок має місце для вас!