В мае на Евровидение приедут около 20 тысяч иностранных гостей. Организаторы конкурса выбрали слоган Сelebrate diversity, что значит Приветствуем разнообразие. Но готов ли Киев к разнообразию и сможет ли достойно принять разных людей, в том числе и тех, у кого есть особые потребности?
Киев для людей, которые передвигаются на колясках
“Вы Крещатик можете перейти в будний день? А я не могу”, – говорит Елена Молоданова, соучредитель организации Украинские журналисты с инвалидностью.
Она передвигается на коляске и оценивает доступность Киева максимум на 20-30%.
“У меня сестра живет в Броварах и для того, чтобы выехать в Киев, я один раз простояла полтора часа – ждала низкопольную маршрутку. Мимо меня прошло около 30-40 маршруток, пока я дождалась одну низкопольную”, – рассказывает Молоданова.
Новая транспортная проблема возникла на станции метро Левобережная, где накануне Евровидения делают косметический ремонт. Когда открыли один из выходов, оказалось, что через слишком узкие двери невозможно проехать на коляске.
Временное решение нашли – сняли одну дверь. Но поскольку проблему это не решает, люди, которые передвигаются на колясках, были вынуждены устроить акцию, чтобы привлечь внимание.
Заместитель мэра Киева и глава комиссии по доступности КГГА Николай Поворозник заверил, что за работу подрядчику еще не платили и если ремонт некачественный, то его будут переделывать.
Согласно стандарту, двери должны быть шириной 90 см, а ширина новых дверей – 80 см. В КГГА говорят, что это не зависело ни от заказчика, ни от подрядчика – просто изготовитель сделал такие двери. Теперь их будут переделывать. До мая все работы должны закончить. Люди, которые передвигаются на колясках, пообещали проверить работу 3 мая.
“Это не деньги. Это привычка делать с барьерами. Сделали узкие двери все. Почему мы все время устраняем?” – говорит уполномоченный президента по правам людей с инвалидностью Валерий Сушкевич.
У него претензии не только к дверям. По пандусам спуститься на коляске самостоятельно невозможно, и на узловой станции нужен доступный для всех туалет.
На аргументацию Поворозника, что станция построена в 1979 году и ремонт не может решить проблем, уполномоченный отвечает – лондонская подземка была построена в позапрошлом веке, но передвигался он там беспрепятственно.
Для людей на коляске на первом входе на Левобережную будет лифт, а на втором – подъемник, поэтому помощь сотрудников станции все равно понадобится, пояснила советник начальника Киевского метрополитена Наталья Макогон.
Всего для людей с инвалидностью в столичной подземке полностью приспособлены 11 станций. Большинство из них новые и находятся ближе к окраинам Киева, куда гости Евровидения могут не доехать. Это Вырлица, Бориспольская, Красный Хутор, Теремки, Ипподром, Выставочный центр, Васильковская, Голосеевская, Демеевская, Дарница и Лесная.
В Международном выставочном центре, где будет проходить конкурс, в двух секторах есть по 25 оборудованных мест для людей с инвалидностью.
“Будут пандусы и специально оборудованные туалеты. Все будет отвечать международным стандартам”, – заверяет заместитель главы Национальной общественной телекомпании Павел Грицак.
Лифты, пандусы и туалеты есть и в центре Парковый, где будет Евроклуб. Организаторы отмечают, что за помощью людям с инвалидностью можно будет обратиться к волонтерам на локациях Евровидения.
Проблемы с доступностью для людей с инвалидностью могут быть и на железнодорожном вокзале или в гостиницах, считает координатор общественной инициативы Fight for right Юлия Сачук. Она отмечает, что приспособленными должны быть также объекты, которые нужны туристам – музеи, кафе, аптеки, культурные пространства.
Киев для незрячих людей
29-летний Анатолий Варфоломеев незрячий уже семь лет. Полгода назад у него появился лабрадор Тайгер, из которого кинолог воспитывает собаку-поводыря. 1 апреля Варфоломеева с собакой не пустили на станцию метро Университет. Перед турникетом ему сказали, что с собаками нельзя, а относительно поводырей в правилах ничего не сказано.
Правила пользования метрополитеном никак не выделяют собак-поводырей, потому что в Украине нет ни одного центра, где их воспитывают.
Наталья Макогон подтверждает, что сотрудники станции действительно сделали все правильно – они не имели права пропускать человека с животным не в клетке.
Но ранее в тот же день на станции Черниговская Варфоломеева с Тайгером пропустили.
“Я с трудностями, но зашел. Мне было сказано, что это запрещено. Я зашел, поднялся по эскалаторам. Мы вышли на метро Университет. Сотрудник сопроводил нас до эскалатора. Между прочим, между первым и втором эскалатором сотрудники метрополитена не сопровождали, хотя по закону должны. При этом я с собакой прошел спокойно самостоятельно”, – рассказывает Варфоломеев.
По его словам, на обратном пути на Университете со стороны сотрудников станции он встретил нежелание помочь и хамство. Варфоломееву предложили воспользоваться городским транспортом. Но поскольку было поздно и он не имел представления, как добраться из центра до района ДВРЗ, пришлось вызывать такси.
Варфоломеев говорит, что это был не тест на проверку метрополитена, а его потребность.
“Наша стана мало что делает, к сожалению, для людей с ограниченными возможностями. Поэтому этим будет заниматься человек с ограниченными возможностями”, – говорит Варфоломеев и отмечает, что если с собаками-поводырями не разрешат заходить в метро, то будет подавать иск.
Соорганизатор социального проекта “Почути” Александра Смирнова говорит, что в Европе достаточно распространена практика собак-поводырей.
“Могут быть нюансы относительно собак. Не знаю, как с незрячими, но на границе могут быть нюансы с ветпаспортами, потому что у поводырей немного другая документация”, – отмечает она.
Варфоломеев говорит, что Киев не адаптирован для людей с инвалидностью.
“Нет озвученного транспорта, нет тактильных плиток, которые указывали бы о начале перехода. В киевском метрополитене такого рода плитки перед ступеньками и эскалаторами есть только на новых станциях. На старых этого нет. Ограничивающая линия, сигнализирующая про край платформы, есть тоже только на новых станциях. Все”, – оценивает ситуацию Варфоломеев.
Заместитель главы комиссии по доступности КГГА Александр Пустовойт оценивает Киев как свободно-комфортный город и отмечает, что отдельно к Евровидению ничего не готовят.
“Доступность должна быть независимо от того, есть Евровидение или нет. Это принципиальная позиция. Потому что город должен быть удобным независимо от этого (..)”, – заявляет он.
Проблема Крещатика, практически недоступного для людей с инвалидностью, сдвинулась с мертвой точки, отметил Пустовойт. Скоро должен заработать наземный переход около ЦУМа – светофоры уже установили.
На всех станция метро Киева есть звуковые ориентиры для незрячих. Но полосы с рельефной плиткой – только на девяти станциях.
Рельефные карты-схемы киевского метрополитена размещены на пересадочных станциях.
Киев для неслышащих
Неслышащий человек, который приедет в Киев, не сможет пойти на экскурсию – на языке жестов ее проведут только, если договариваться об этом заранее.
Александра Смирнова из проекта “Почути” говорит, что в Киеве нет мероприятий, на которых обеспечивали бы последовательный жестовый перевод.
“Что будут делать наши гости – я не представляю. Надеюсь, что они не разочаруются”, – отмечает она.
В аэропорту Борисполь есть служба, которая сможет предоставить глухим услуги, если об этом заранее предупредят. В Киеве много хороших переводчиков на язык жестов, отмечает Смирнова, но их нужно было мобилизовать раньше.
“Если бы поставили сейчас актуально этот вопрос и сказали: Киев, давай готовится к приезду гостей, давайте устанавливать себе программы-переводчики”, – приводит она один из возможных вариантов подготовки ко встрече туристов.
Несмотря на то, что в каждой стране язык жестов разный, есть мобильное приложение, где можно ввести слово и увидеть, как показать его жестами. Если запустить такую социальную акцию, то любой киевлянин мог бы помочь иностранцу, который не слышит.
Но приедут ли неслышащие в Киев на Евровидение – тоже вопрос. Александра Смирнова рассказывает, что у таких людей есть свои сообщества и страницы в интернете. Там нужно было размещать приглашение на разных языках жестов, но целесообразно это делать хотя бы за полгода.
“Почему все не согласовывается с людьми-практиками? (…) Мне просто кажется, мы снова опозоримся, но у нас будет оправдание: мы же старались, пытались, ну мы не можем для всех. Для большинства мы смогли, а для всех мы не можем”, – считает она.
Юлия Сачук из инициативы Fight for right говорит, что учитывая лозунг Евровидения, было бы хорошо, если б организаторы действительно учли потребности всех людей. Европа и Украина отличаются уровнем доступности городской инфраструктуры. И эта разница может стать для европейцев неприятным открытием, считает она.
Изменения в адаптации города для всех людей есть, заверяет Сачук, но не в той степени, в которой они нужны.
ТАКОЖ ЦІКАВО:
Талановита Україна
Творчих людей будь-якого віку і рівня майстерності запрошує на всеукраїнські та міжнародні конкурси Національна творча екосистема Алея Зірок України. Маєте талант? Алея Зірок має місце для вас!